Ирина Безрукова: «Я нашла в себе силы простить. И отпустить…»

Актриса Ирина Безрукова рассказала HELLO! о потере сына, расставании с Сергеем Безруковым и новом витке жизни — с чистого листа. О том, как этот разговор стал возможен, мы уже писали. Настал момент представить само интервью.

Ирина Безрукова в фотосессии для HELLO!

Этот год стал для нее годом потерь — жизнь предложила Ирине испытания, которые выдержит не каждый. Она выдержала. И вернулась к работе в театре, снимается в кино, выпустила авторскую телепрограмму. О переменах и событиях последнего времени, с надеждой на то, что ее слова могут помочь людям, которые сталкиваются с утратами, актриса впервые рассказывает в интервью HELLO!

Минувшим летом стартовала телепрограмма Ирины Безруковой «Разговор на сцене» на подмосковном канале 360. Новость стала неожиданной во всех смыслах: роль интервьюера, в которой решила выступить актриса, выбор для этого дебюта малоизвестного подмосковного телеканала, стремительность, с которой Ирина начала новую работу и сделала первые передачи. Но что очень важно, телепрограмма стала своего рода ее заявлением о возвращении на авансцену жизни после трагического события — потери сына.

Ответом на вопрос «А что теперь будет с Ириной?», который уже несколько месяцев не давал покоя желтой прессе и обсуждался там, как водится, вслепую. И еще один значимый нюанс — героем первой передачи Ирины стал Сергей Безруков. Их дружеский, профессиональный, партнерский разговор выглядел настоящим вызовом тому напряженному информационному контексту, в котором оба существуют последние месяцы и который касается кризиса в их личных отношениях.

Своим интервью HELLO! Ирина прерывает долгое молчание. Ее выход к публике — отнюдь не исповедь и не комментарии, Ирина говорит об этом сразу: «Я не из тех людей, кто комментирует слухи». Это продуманный и ответственный шаг человека, который в силу своей профессии и положения невольно находится в центре внимания. И еще это очень смелый поступок женщины, надеющейся, что «некоторые мои ответы, может быть, хоть чем-то помогут людям, которые сталкиваются с потерями». В разговоре она искренна, доброжелательна, сдержанна. Она по-прежнему очень красива какой-то особенной, теплой и светлой, красотой. В ее словах и интонациях нет и тени обиды или раздражения, и это умение владеть своими эмоциями исключительно — учитывая те исключительные по драматизму обстоятельства, которые предложила Ирине жизнь.

Сергей Безруков в программе Ирины Безруковой, август 2015 года

Ирина, как возникла ваша телепрограмма «Разговор на сцене»? Вы не журналист, и опыта интервьюера у вас нет.

Да, для меня это было достаточно смелое решение, но совсем не случайное. Вот уже два года я участвую в строительстве Губернского театра, который организовал Сергей Безруков, буквально живу там, как и другие наши актеры, все люди, причастные к этой работе. За это время удалось сделать почти немыслимые вещи — и по количеству спектаклей, и по их качеству, и по созданию труппы, всех служб театра. Это было непростое занятие, фактически круглосуточное. И очень приятно, что результаты так нравятся зрителям, что Губернский театр быстро и уверенно занял свое место на театральной карте Москвы. А поскольку учредителем нашего театра является Министерство культуры Московской области, ее губернатор, то о нашей деятельности чаще всего рассказывал подмосковный телеканал 360. Канал молодой, энергичный, азартный, очень профессиональный, там делают прекрасное документальное кино, там думают о новых программах и форматах — для старта он очень хорош. Я человек узнаваемый, а каналу нужны известные лица.

И вам предложили стать ведущей программы? Или это была ваша идея?

Это был обоюдный процесс. Сначала мне предложили делать в режиме записи десятиминутные интервью с артистами. Каналу хотелось видеть в программе людей уровня Константина Хабенского, Егора Кончаловского, Максима Дунаевского, Чулпан Хаматовой. Идея мне понравилась, но что такое десять минут эфира? Приглашать знаменитых и сверхзанятых людей, чтобы делать такие короткие блицы? Поэтому я в ответ предложила часовой эфир, и мое предложение было принято.

С каким чувством вы пустились в это плавание?

С позитивным! Ну, конечно, было страшновато: получится — не получится, как будет оценено. Интервью есть интервью, все уже придумано — сидят друг напротив друга два человека, как мы с вами сейчас. Но как сделать интересный разговор? Не бытовой, не пустой щебет о том о сем, без желтизны, которая, не секрет, и делает каналам рейтинги. Наиболее сложным для меня в подготовке первых передач было найти новый подход к тому или иному человеку, задать вопросы, которые еще не были ему заданы. Вот что можно спросить у Дениса Мацуева, который раздает интервью по всем странам мира?

Что-нибудь про его пристрастие к футболу, например.

Тоже спрашивали. (Улыбается.) Но лиха беда начало. Я отказалась от услуг редактора и сказала: «Если уж программа называется авторской — буду ее сама делать».

Неужели сами вопросы придумываете?

Да, именно так. Я активный пользователь Интернета, помимо общих источников у меня еще три ресурса: Instagram, Twitter и Facebook.

Роете новости и биографии героев?

Рою. Еще беру прямые интервью. Просто слушаю прямую речь, часами. Пришла на интервью с Димой Дюжевым и говорю ему: «Дима, я фактически двое суток провела с тобой. Готовлю себе салат, еще чем-то занимаюсь, а у меня рядом ноутбук и фоном идет: Дюжев, Дюжев…»

Мацуев вам прямо в эфире сказал, что у него давно не было такого интересного разговора. А это было уже после его юбилея, тогда он интервью раздавал в больших количествах.

Да, и меня очень развеселила его фраза в середине разговора: «Ну я же говорил, что в тебе есть что-то человеческое!» Невероятное чувство юмора. Мы оба просто зависли на этой фразе и хохотали… Хорошо, что у нас идет запись, а то бы попали в прямой эфир. А если серьезно, наверное, это и хорошо, что я не журналист, у меня нет клише, пристроек, повторов себя самой. Я пытаюсь сделать разговор как дружеское общение, но такое, которое не только нам двоим будет интересно.

Первые программы показали, что у вас это получается.

Очень надеюсь. Передача начинает жить своей жизнью, и мне это нравится. Уже подтвердила свое участие Чулпан Хаматова, для меня это большая честь. Я знаю, как она занята, как редко дает интервью. То же можно сказать и о других моих героях.

Героем вашей первой программы стал Сергей Безруков. В последнее время вокруг вашей семьи было очень много слухов, но вы оба ничего не комментировали, как и прежде, когда дело касалось вашей частной жизни. В финале интервью был такой момент: вы вручили Сергею конверт с чистым листом. Видно было, что он удивлен…

Это был символичный жест. Чистый лист возник оттого, что я знаю: в нынешний период жизни это именно то, в чем Сергей действительно нуждается. Я дала ему возможность начать жизнь с чистого листа. Да, как супруги мы расстались, но продолжаем работать вместе. За 15 лет совместной жизни мы стали по-настоящему близкими людьми и соратниками, и наше расставание этого отменить не может. Нас по-прежнему объединяет общее дело — Московский Губернский театр, Фонд поддержки и развития социокультурных проектов, который мы вместе создали. Я благодарна Сергею за поддержку моего телепроекта, за то, что он нашел время прийти на мою первую программу и озвучил проморолик к ней, — это было его предложением. Но на этом мне бы хотелось поставить точку и, пользуясь случаем, попросить средства массовой информации не беспокоить меня вопросами на эту тему, ничего не додумывать и не сочинять.

Ирина Безрукова

Ирина, так получилось, что этот год стал для вас очень тяжелым в личном плане. Весной вы потеряли сына, своего Андрея, — и одно то, что вы не отгородились от мира, не ушли в себя, вызывает и невероятное уважение, и восхищение. Если только вообще здесь уместны эти слова…

Мы можем поговорить об этом. Я, конечно, думала о нашем интервью, не могла же я о нем не думать. И мне кажется, что некоторые мои ответы хоть чем-то помогут людям, которые внезапно сталкиваются с потерями.

Вокруг гибели Андрея столько разных слухов…

Давайте проясним. Я не из тех людей, которые комментируют слухи, и делать этого не буду. Но что касается Андрюши, я могу сказать несколько вещей, и они не будут комментариями. С ним произошел несчастный случай. Это была трагедия абсолютно внезапная, и этого не должно было произойти. Он был один в квартире, ударился виском, и мгновенно наступила смерть. Я была на гастролях в Иркутске, Андрюша около суток не выходил на связь, и я попросила подругу приехать ко мне домой. Она врач. Было решено вскрыть квартиру, потому что ни у кого не было запасных ключей. С ней вошел участковый, два человека из МЧС, врачи скорой помощи и еще одна моя подруга — директор нашего театра. Выводы однозначные — это несчастный случай.

Не у всех найдутся силы пережить такую утрату.

Вы знаете, а я не уверена, что я это пережила и что еще это переживу. У меня были моменты — сейчас я уже могу говорить об этом, — когда я бы не возражала, чтобы моя жизнь кончилась сама собой. Но она не заканчивается.

Ирина Безрукова с сыном Андреем Ливановым, архив

Ирина Безрукова, сентябрь 2015 года

В чем вы находите источники — я не могу сказать «утешения», потому что это неточное слово… Но силы выглядеть и разговаривать так, как вы выглядите и разговариваете, не чувствовать обиды на весь мир, не изводить себя вопросом «Почему это случилось со мной?»

Я их ниоткуда не беру. Я уже сказала, что у меня были минуты такого отчаяния — и я думаю, что они знакомы всем людям, у которых умирали детки, — что в какой-то момент не хочется жить. Это не значит, что ты думаешь шагнуть с балкона, но, в принципе, если бы я просто заснула и не проснулась — меня бы это устроило. Отчаяние и душевная боль. Если физическую боль, даже невыносимую, можно гасить — есть препараты, то душевная боль просто не отпускает. Она болит ровно столько, сколько она болит.

Но, мне кажется, есть что-то, что вы уже можете определить и дать этому название, что позволяет вам просто жить, вставать по утрам, делать свое дело…

Есть. То, что раньше я видела в фантастических фильмах или читала в каких-то удивительных книгах и романах, после ухода Андрюши стало со мной происходить на самом деле. Или, может, я просто так хотела в это верить, что оно происходило?.. Но я получала информацию. Друзья рассказывали сны, которые до последнего слова совпадали со словами, которые говорил мне Андрей. Как-то он сказал: «Я бы хотел, чтобы радости и любви стало на Земле больше». Вот с этими словами ко мне пришли друзья и еще с другими — тоже про радость… Однажды подруга повела меня в кафе — на людях мне становилось немного легче. Мы сидим с ней за столиком, а я все спрашиваю Андрюшу: «Как же мне дальше без тебя? Что мне делать?» — поднимаю глаза и вижу перед собой черную грифельную доску — знаете такие, на которых в кафешках мелом меню пишут? А там по-английски: «Наслаждайся каждой минутой своей жизни!» Один раз я случайно нажала на клавишу своего ноутбука, у меня там сотни разных музыкальных записей, и вдруг зазвучала песня Woman Don’t Cry. В другой раз включила наугад — песня «Мама». Я ощущала присутствие сына…

Вы верующий человек?

Да, верующий, хотя не религиозный. И, знаете, сейчас я думаю, что если они нас оттуда, сверху, видят, им, наверное, невыносимо больно смотреть, как мы мучаемся. И они пытаются нас утешать, а мы не справляемся. Потому что слезы никак не заканчиваются.

Так бывает, только когда люди действительно были очень близки.

Мы с Андрюшей незадолго до того, что случилось, уехали на десять дней во Вьетнам, он всегда туда хотел. У меня были другие планы — приглашали на фестиваль в Белград, но Андрей сам предложил: «Мам, у меня есть несколько дней для отпуска, ты бы хотела со мной поехать?» И я так счастлива, что поехала! Наверное, это было самое близкое общение в моей жизни, по-человечески самое близкое… Андрей был для меня не просто сын, а духовно и душевно очень родной мне человек. Самая безусловная любовь в моей жизни. Любовь к мужчине может быть огромной, всепоглощающей, но она никогда не носит безусловного характера.

Андрей собирался стать актером, как вы и его отец, но не стал им.

Он был непохож на актерских детей. Он был философ, мудрый мальчик, одаренный в разных планах, но он никогда не хотел концентрировать на себе внимание. Поэтому и не выбрал эту профессию, хотя у него все хорошо складывалось: его уже приглашали играть Ромео в профессиональном театре. Он ушел со второго курса театрального, увлекся японистикой, у него были мечты работать в ЮНИСЕФ, его мотивацией с детства было всем помогать — народам, странам, отдельным людям. Из своей небольшой зарплаты он всегда десять процентов отдавал на благотворительность либо мне со словами: «Мам, ты кому-нибудь перечисли». Он работал вместе с нами в Губернском театре, администратором, помогал всем, не делил работу на свою и чужую, буквально жил в театре. Когда Андрюши не стало, когда зашкаливало отчаяние, страх, чувство вины — а что было бы, если бы я не уехала на гастроли? может, не случилось бы беды? — театр сделал мне невероятный подарок. Передали флешку, на которую наши актеры записали свои истории про Андрея. Они меня просто выкупали в любви. Я столько нового о сыне узнала! Как для каждого он находил особое доброе слово. Как поддерживал в тяжелый момент. Один актер рассказал, что, когда приехала его мама из провинции, Андрюша подошел к ней и сказал: «В вашей семье все такие же красивые и талантливые, как ваш сын?» И мама плакала от счастья. Когда я это слушала, я тоже плакала — это согревало мне душу.

Друзья поддержали вас в это тяжелое время?

Да, они просто передавали меня из рук в руки. В какой-то момент я перестала есть. Просто забывала, на день или два. Но когда кто-то со мной был рядом, разговаривал, я садилась и ела. Моя сестра была со мной на даче неотлучно. Моя подруга стучала в ванную, если я долго не выходила. Мой близкий приятель и его семья, которые находились во Франции, буквально вытащили к себе, и так бережно, осторожно, как бы невзначай возвращали к жизни. Друзья. Которые терпеливы, которые с тобой, и не в моменты твоей силы и успеха, а в моменты отчаяния — рядом и слушают. Молчат. Просто тебя обнимают. Отвлекают, выводят на прогулку.

Ирина, насколько прошлое имеет над вами власть? Или оно однажды уходит в почву, из которой потом вырастает будущее — каким бы оно ни было?

Об этом можно говорить только с точки зрения сегодняшнего момента. Поскольку так случилось, что именно эта весна принесла невероятные события и изменения в моей жизни, я попробую сейчас как-то образно это выразить, потому что слова иногда бывают очень бедны. Возникло ощущение, что у меня не то что почвы под ногами нет, вокруг вообще ничего нет. Так бывает с людьми, которые в первый раз погружаются с
аквалангом. Ты уходишь на глубину и перестаешь понимать, где верх, низ, право, лево, и наступает паника. Вокруг тебя, во все стороны — одна глубокая бездна, и нет опоры. Наверное, люди такое переживали в революции, войны, землетрясения, когда вот только что была жизнь, и в одну минуту она закончилась. И уже непонятно, где прошлое, настоящее и будущее.

Где же снова взять ориентиры?

Они есть, нужно только увидеть. Однажды я села за компьютер Андрюши, спросила у него разрешения, сказала ему: «Извини, но мне сейчас так хочется поговорить с тобой, как если бы ты был жив, узнать, о чем ты думал, что тебя интересовало». И вот я стала читать. Его переписку с другом, который влюбился, а Андрей подсказывал ему, как сводить девушку в театр, какой купить букет, как за ней ухаживать. Он просто помогал парню, который не знал, как себя вести, к тому же был беден. И Андрей ему пишет, что он договорится, чтобы в нашем театральном буфете сделали пирожные по внутренним ценам, накрыли стол на балконе, и друг может пригласить свою девушку на романтический вечер. Я читала и слышала Андрюшу, его интонации в каждом слове… Чувствовала его доброту. И поняла, что все это просто не может раствориться, исчезнуть, что это-то и остается навсегда. Письма меня ободрили, даже открыли нового Андрюшу — я не предполагала, что у сына есть литературный талант, а он у него был.

Ирина, очевидно, что вы обладаете эмпатией, умением не просто понимать другого человека, но чувствовать его, как саму себя. Для актрисы это прекрасное качество, и для матери, а вот для женщины — это хорошо?

Иногда это является проблемой — то, что ты чересчур хорошо всех понимаешь. «Ну ты же меня поймешь? Ты же знаешь, почему я так поступаю?» Я действительно понимаю, почему совершаются не самые лучшие, не самые благородные и не самые красивые поступки. Но в отношениях с близким окружением это приносит иногда невероятную боль. Поэтому, может, проще не понимать и швырять предметами об пол?

Но вы этого не делаете?

Ни разу в жизни не разбила ни одной тарелки.

 

Сегодня, когда у вас своя программа и роли в театре, вам не кажется, что в браке с Сергеем Безруковым вы всегда отходили чуть-чуть на второй план?

Мое мнение сегодня — быть может, через полгода я буду думать иначе, — что в браке женщина всегда на полшага позади мужчины, у него за плечом. Если женщина вырывается вперед, у мужчины появляется внутренняя агрессия, и она постепенно возрастает. Наверное, это справедливо. В общем-то, это мужское дело: завоевывать мир, идти на войну, защищать, совершать открытия и поступки. А женщина — просто пространство, в котором мужчина живет. Это любовь, которая его питает, движет, поддерживает. У меня был период, когда я сетовала, что могла бы быть уже в другой актерской обойме, что свою карьеру я запустила. Но на тот момент я считала, что работаю на хорошее дело, на очень талантливого человека, который несет людям радость. И я помогаю ему в этом.

Вы когда-нибудь думали о том, что совершили в прошлом какую-то ошибку и хотели бы ее исправить? Или вы из тех людей, которые считают, что в истории не бывает сослагательного наклонения, ничего переписать не только невозможно, но и не нужно?

С уходом сына я переоценила очень-очень многие вещи. Я нашла в себе силы через 15 лет попросить прощения у отца Андрюши, Игоря Ливанова. Я плакала, мы обнялись. Я нашла в себе силы на прощании с Андрюшей держаться и утешать тех, кто рыдал. Супруга Игоря, такого невысокого роста, — маленький воробушек, полный горя и слез, — я ее увидела впервые в жизни. Она прижалась ко мне и плакала у меня на груди. Я нашла в себе силы простить многие вещи… И отпустить.

Ирина Безрукова в спектакле «Бесконечный апрель» на сцене Губернского театра

С Андреем Ильиным в «Бесконечном апреле», постановка Анны Горушкиной по пьесе Ярославы Пулинович. Главный герой вспоминает свою жизнь — длиною в целый ХХ век. В воспоминаниях к нему приходит мать, и в этой призме прошлого она присутствует как свет, абсолютное счастье и единственная правда в его жизни

В Губернском театре вы вместе с Андреем Ильиным замечательно играете в спектакле «Бесконечный апрель». Он — старик, вспоминающий свою жизнь, и в этих воспоминаниях буквально за секунды превращается на сцене в ребенка, в юношу, во взрослого мужчину.

Андрей — уникальный артист.

Без сомнения. Вы — мама героя, которая приходит к нему в воспоминаниях. Но роль матери очень пронзительная, почти исповедальная. Вы будете продолжать ее играть? Я подумала, что, вполне возможно, откажетесь.

Нет, не откажусь. Я только один раз попросила, чтобы за меня сыграла другая актриса, которая работает во втором составе, Лена Киркова — одна из лучших в нашем театре. И не потому, что я не могла сыграть, но это было вскоре после случившегося с Андрюшей, и я понимала, что в зале могут оказаться журналисты таблоидов. Они будут снимать, как я выйду в роли матери: играю — не играю, плачу — не плачу. Я не хотела, не могла допустить, чтобы фокус со спектакля сместился на то, как актриса Ирина Безрукова после смерти сына играет маму. Но один раз я сыграла. В свой день рождения я приняла решение выйти в этом спектакле. На него все-таки попали журналисты желтого издания. Они просто купили билеты. И сняли скрытой камерой несколько сцен. А потом они гнались за мной на машине, чтобы сфотографировать. Была погоня, самая настоящая: подрезали, проезжали на красный свет, выбегали с фотоаппаратом прямо перед моим автомобилем. Они меня сфотографировали, удалось. Я остановилась — не выдержали нервы, тряслись руки, я просто боялась, что разобьюсь.

Чудовищная история. Стыдно за коллег, хотя вряд ли их можно назвать журналистами.

Этим вопросом уже занимаются мои юристы, но разве это только юридическое дело?.. Я человек, который еле-еле себя собрал, посадил в машину и поехал играть такой важный для себя спектакль… У меня есть право на личную неприкосновенность. Да, будет судебный процесс. Может, и не один, потому что я совсем не уверена, что они остановятся.

Вы будете продолжать играть в Губернском театре? Вы ведь и не думали оттуда уходить?

Не думала. Очень надеюсь, что и не придется. У нас прекрасный театр, замечательные люди, и я люблю их, а они любят меня. Это моя семья уже.

И публика в новом сезоне снова увидит вас с удивительным Андреем Ильиным в «Бесконечном апреле». Знаете, что мне напоминает этот спектакль? Когда подходишь к морю, слышишь плеск волн и думаешь о чем-то своем, но потом остаются только волны и море — ты просто входишь и плывешь, не оглядываясь.

Вот видите… Я 15 лет не играла в театре, пришла в этот маленький спектакль, и вы такие вещи говорите. Разве я не счастливый человек?..

Текст:
Нина Суслович/HELLO!

Фото: Елена Сарапульцева/HELLO!

Источник

Еще Звездные Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *