В память о Сергее Довлатове

Звездные новости кино

Сегодня, 24 августа, исполнилось 25 лет со дня смерти известного советского и американского писателя Сергея Донатовича Довлатова.


Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра Доната Исааковича Мечика и актрисы, а впоследствии корректора Норы Степановны Довлатовой</strong>.



С 1944 года будущий писатель жил в Ленинграде. В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года. Общался с ленинградскими поэтами Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским, писателем Сергеем Вольфом и художником Александром Неждановым. Из университета был исключён за неуспеваемость.



Затем три года армейской службы во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми. Как вспоминал Бродский, Сергей вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».



Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы. Был приглашён в группу «Горожане», основанную писателями Владимиром Марамзиным, Игорем Ефимовым, Борисом Вахтиным и Владимиром Губиным. Работал литературным секретарём Веры Пановой.



С сентября 1972-го по март 1975 года жил в Эстонии. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Позже его приняли на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии». Являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин». Летом 1972-го принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.



В 1975 году писатель вернулся в Ленинград, где устроился в журнал «Костёр». Писал прозу, но журналы, в основном, отвергали его произведения. Рассказ на производственную тему «Интервью» был опубликован в 1974 году в журнале «Юность». Публиковался в самиздате и в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1976-м был исключён из Союза журналистов СССР.



В 1978 году писатель эмигрировал в США, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Partisan Review» и «The New Yorker». За 12 лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио «Свобода».



Умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на еврейском кладбище «Маунт-Хеброн» в нью-йоркском районе Куинс.



Произведения Довлатова экранизировались лишь дважды. Впервые к его прозе обратились в 1992 году. Режиссёры Владимир Студенников и Михаил Григорьев создали «Комедия строгого режима», взяв за основу фрагмент повести «Зона (Записки надзирателя)». А в 2015 году появилась картина Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» с участием Ивана Колесникова, Фёдора Добронравова, Сергея Гармаша, Светланы Ходченковой, Бориса Каморзина и других популярных актёров. Фильм, представляющий собой экранизацию сборника рассказов «Компромисс», открыл 26-ой открытый российский кинофестиваль «Кинотавр».



Куда лучше обстоит дело с театральными постановками, основанными на произведениях писателя. В частности, повесть «Заповедник», в которой описаны впечатления писателя от летней работы экскурсоводом в Пушкинском музее в Михайловском, была перенесена на сцену в московском Театре имени Моссовета и петербургском Театре имени Ленсовета. По «Компромиссу» поставлен спектакль в театре «Комедианты». В МХТ им. Чехова с 1994 года идёт «Новый американец» Петра Штейна, основанный на произведениях Довлатова.


В настоящий момент книги Сергея Довлатова («Зона», «Чемодан», «Заповедник», «Рассказы») — включены в перечень 100 книг, рекомендованных Министерством образования и науки России к самостоятельному прочтению школьниками.


Источник

Еще Звездные Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *