Сегодня вечером, 11 июля, в Большом театре должна была состояться премьера «главного события театрального сезона», как называли его критики, — балета «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова. Однако за три дня спектакль был отменен, и на замену поставлен «Дон-Кихот». По сведениям источника «Дождя», постановку было решено перенести из-за содержащейся в ней пропаганды гомосексуализма. Происходящее впервые прокомментировал исполнитель главной драматической роли в балете Владимир Кошевой.
На афише Большого театра значилось — «Нуреев». Так называли его на западе. В СССР его звали Нуриев. И один из моих персонажей, Серый человек из КГБ, подчеркнуто называет его Нуриев, а другой, Аукционист, — Нуреев. Меня многие СМИ одолевают вопросами о скандальности и готовности спектакля. Он был готов. Артисты были готовы репетировать 24 часа. Для творческих людей это норма — работать сутками и вплоть до премьеры и даже в день премьеры доводить до совершенства свои роли. А бывает, что и в течение сезона надо работать, чтобы роль сложилась.
На единственном чистом прогоне без остановок все работали на пределе возможностей, так как знали, что перенос премьеры невозможен. И актерский организм подсказывал о необходимости убедить руководство театра в готовности всех участников представить спектакль таким, каким он может быть только один раз.
Думаю, собрать всех участников в новом сезоне для репетиций не представляется возможным. У многих планы расписаны на годы вперед. Для всех солистов отмена премьеры была шоком. Было желание играть и репетировать дальше (ведь оставалось еще четыре дня до премьеры). Театральные люди знают, что спектакль рождается в день премьеры и корректируется дальше в течение премьерных показов.
Что касается гомосексуальной пропаганды, которая всех так интересует, — мы играли спектакль не про это, а про свободу личности, свободу высказывания — и творческого, и человеческого. И еще: зная о том, что сегодня все на продажу, всем все известно и мы живем в незамкнутой коробке, продать талант, отношения, честность, сочувствие невозможно.
О возмущении Министерством культуры «пропагандой нетрадиционных сексуальных ценностей», якобы содержащейся в постановке, сообщил и источник ТАСС. Он пояснил, что, «по замыслу Серебренникова, большинство актеров должны были исполнять свои роли обнаженными, а декорацией стала известная фотография Нуреева», на которой он без одежды.Сцены из спектакляТруппа постановки
Само ведомство чуть позже выпустило официальный комментарий, но инициативу запрета балета не подтвердило:
Подтверждаем, что между министром культуры России Владимиром Мединским и гендиректором ГАБТ Владимиром Уриным состоялся долгий обстоятельный телефонный разговор, в котором они, в том числе обсуждали балет «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова. Однако, цензура и запреты — это не стиль работы нашего ведомства.
Директор Большого театра Владимир Урин на собрании сотрудников театра объяснил отмену балета его неготовностью.
Мы посмотрели, в каком состоянии готовности находится спектакль. Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя.
Чуть позже на пресс-конференции Урин добавил, что решение о переносе было принято всей труппой, в том числе и самим Серебренниковым. Сам же Кирилл Серебренников в комментарии изданию «Ведомости» заявил, что данное решение приняло руководство театра.
Кирилл Серебренников
Отметим, балет «Нуреев» рассказывает о жизни танцовщика Рудольфа Нуреева, одного из главных артистов балета XX века. В 1961 году, находясь на гастролях в Париже, он попросил политического убежища и стал «невозвращенцем». В 1983 году он стал руководителем балетной труппы Парижской оперы, был премьером Венской оперы, в последние годы жизни выступал как дирижер. В том же 1983-м у Нуреева был обнаружен ВИЧ. Он умер спустя 10 лет — ему было 54 года.
Рецензию на спекталь читайте здесь.