Митя Фомин о 10 артистах, добившихся успеха после ухода из групп

Приглашенный редактор раздела «Психология» на HELLO.RU Митя Фомин в своей новой колонке размышляет об успехе Джастина Тимберлейка, Робби Уильямса, Сергея Лазарева, Жанны Фриске, Веры Брежневой и других звезд, которые однажды приняли решение выйти из состава группы, в которой начинали, и сделать сольную карьеру. Такое же решение когда-то принял и сам Митя.

Митя Фомин- Ставшая крылатой фраза русского литератора XIX века Александра Фомича Погосского «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», как и любая народная мудрость, применима всюду. И по отношению к шоу-бизнесу в том числе. Истории о том, как солист успешной музыкальной группы внезапно покидает коллектив и заявляет о начале сольной карьеры, уже никого не удивляют. Этому есть объективные психологические причины, и есть предвидимые последствия этого. Более того, разложив все «по полочкам», можно сделать достоверный прогноз, удастся ли исполнителю добиться успеха. Об этом моя новая колонка.

Привычка приписывать успех себе

Справедливыми и не лишенными смысла мои рассуждения на эту тему делает собственный опыт. Я сам иду этой дорогой от начала и дальше, вперед. С детства я вынашивал идею стать артистом, прошел путь от танцора в провинциальном клубе до выступлений в составе группы в многотысячных залах разных городов нашей планеты, а затем отказался от коллективного творчества и выбрал сольное. Моя история и уникальная, и типичная одновременно.

У каждого члена группы, если он действительно артист, а не случайный участник проекта, рано или поздно появляется желание выйти за рамки привычного сценического существования. Когда ты в известном, популярном, любимом коллективе, когда перед тобой гнутся дворцы спорта и гремят овации десятков тысяч людей, в какой-то момент начинает казаться, что этот успех принадлежит исключительно тебе.

Политический философ Джон Локк еще в XVII веке предложил теорию присвоения, согласно которой человек имеет право владеть вещью, если он приложил усилия, чтобы сделать ее более ценной. И хотя Локк рассуждал об этом в рамках понятия права собственности на землю, теория присвоения прекрасно проецируется и на наш случай.

И уже несмотря на других участников группы, опеку продюсеров, скрытую работу команды, которая ведется за плечами артиста, за кулисами залов, по ту сторону экрана, каждому свойственно относить результат к исключительно своим заслугам и достижениям.

Просто некоторые привыкли причислять себе общий успех. А потому и сольная карьера не кажется чем-то пугающим или невозможным. Ведь вот он ты, вот твой успех, твои слушатели, все уже есть и никуда не денется.

Митя ФоминА между тем, на самом деле ты можешь быть далеко не главным звеном цепи. Однажды правильно настроенный опытным продюсером механизм может долгие годы как конвейер выдавать «на ура» успешные продукты и хиты. Вне зависимости от личностей участников, состава коллектива. Справедливость этого доказывает множество примеров, когда люди, верившие в свою причастность к какому-либо проекту, уходя из него, просто проваливались в небытие.

Зритель видит и любит артиста, но артист — лишь часть проекта. Только некая целостная конструкция, построенная из множества составляющих, может стать формулой успеха. Ведь если взять ингредиенты для выпечки торта — никто не жует отдельно сахар, дрожжи или муку. Все хотят видеть перед собой конечный продукт, от которого невозможно оторвать ни взгляд, ни ложку.

Так и людям, рискнувшим противопоставить себя успеху коллектива, порой грозит судьба никому не нужных дрожжей.

«И целого мира мало…» 

Даже самый гениальный сольный проект просто так не становится удачным. Дальновидные артисты анализируют причины прошлого успеха, выбирают свою аудиторию, ищут силы и вдохновение для работы, заручаются поддержкой влиятельных коллег. А наработанный ранее опыт идет только в плюс. Важно быть психологом, идеологом, маркетологом, коммуникатором, — все в одном лице. Важно быть разным.

Хороший пример такой творческой поливалентности — Джастин Тимберлейк, в прошлом солист бойз-бэнда ‘N Sync.

Кликните на фото для просмотра галереи звезд, ставших успешными после ухода из коллективов:

Джастин Тимберлейк — один из самых успешных артистов современностиА ведь когда-то он был лишь одним из пятерки ‘N SYNC

Человек неуемной энергии, он одновременно и танцор, и певец, и композитор, и продюсер, и актер, и самый сексуальный мужчина планеты по версии многочисленных рейтингов. В любой из своих творческих ипостасей Джастин бесподобен, а ведь каждая из них требует гигантских усилий. Он делает продолжительные перерывы в музыкальной карьере ради погружения в актерскую деятельность, а после выхода очередного кассового блокбастера неминуемо возвращается на сцену с новым туром и, как правило, неожиданными музыкальными экспериментами. 

Еще один запредельный трудоголик Сергей Лазарев в соревновании не только с другими, но и с самим собой, оказывается далеко впереди. Человек высочайшей работоcпособности, обладающий очень точным маркетологическим расчетом, которого мы видим на сцене драматического театра, в гастрольных турах с новыми концертными шоу, в качестве продюсера, бизнесмена. И во всем он стремится быть первым, оригинальным, быть новатором. Кажется, таким людям действительно целого мира мало, чтобы реализовать весь свой потенциал.Сергей Лазарев, 2015 год

От гадкого утенка к прекрасному лебедю

Когда я уходил из группы, я принимал абсолютно все, что подбрасывал случай. Хватался за любые контакты, поездки, творческие союзы, музыкальные эксперименты. Я использовал любой шанс, который мог бы отличить меня от тех, кто остался в коллективе и от меня прежнего, которого ассоциировали с коллективом. Это очень тонкая грань — когда ты напоминаешь о себе прошлом, но примеряешь при этом новое «платье». И это очень сложный в психологическом плане аспект. Группа HI-FI, конец 90-х

Ты вынужден заново переосмысливать момент самоидентификации — представление о себе как о цельной, уникальной личности. Одним из первых к исследованию идентификации (или идентичности) обратился в XX веке американский психоаналитик Эрик Эриксон. Он определял уникальность личности набором привычек, моделей поведения, черт характера, занятий. В жизни любого артиста, который вынужден разделять существование на сцене и вне ее, понятие самоидентификации играет особую роль. А если исполнитель берется корректировать свое позиционирование, вопрос приобретает дополнительную остроту.

В этом отношении интересен пример британского исполнителя Робби Уильямса, начинавшего карьеру в коллективе Take That на втором плане. В группе он играл, скорее, комичную роль, хотя и острохарактерную. Но, возможно, именно это состояние «гадкого утенка» стало решающим моментом в превращении Робби в яркого и успешного певца современности. 

Кто-то считает известную сказку одного из моих любимых писателей Ганса Христиана Андерсена простонародной притчей, а для кого-то она действительно применима к реальной жизни. Не зря психологи даже выделяют черты темперамента «гадкого утенка»- как правило, это страшнейший трудоголик, который постоянно пытается доказать, что на самом деле он достойнее, чем может казаться. И результат этих попыток часто превосходит все ожидания. Так и человек-нерв, человек-юмор, человек-провокация, красивый, молодой, сексуальный Робби Уильямс в итоге справедливо срывает свою звезду.

Недостаточно обладать талантом или миллионами, быть красавчиком или умником, нужно быть человеком с мощным двигателем внутреннего сгорания, заводить людей вокруг, мотивировать, быть раздражителем.

«Без песен мне не жить на свете, хочу об этом сообщить тебе» (Жанна Агузарова, «Как быть»)

Каким бы хорошим ни был артист, где бы и что бы он ни творил, как бы успешно ни преодолевал кризисы идентичности, без хорошей песни он ничего не может сделать. Немного примеров успешных сольных исполнителей, вышедших из групп, их имена мы легко можем назвать. И зачастую успешные карьеры демонстрируют именно те люди, которые продолжили сотрудничество со своими авторами и композиторами.

Это идеальный вариант развития карьеры: когда остаются прежние связи, но появляются новые черты хорошо знакомого образа. Теперь он вещает от первого лица, по-другому смотрит на вас, улыбается, говорит, но поет практически ту же песню, просто в другой вариации.

Среди таких примеров стоит упомянуть исполнительницу, имевшую в нашей стране оглушительный успех и, к сожалению, безвременно ушедшую Жанну Фриске. Ее работа в коллективе и дальнейшее творчество — дело рук одного композитора, одного саунд-продюсера, и это позволило сольной карьере стать головокружительным продолжением карьеры в группе.Жанна Фриске

Еще один пример — проект Веры Брежневой, после ухода из группы оставшейся в клане Меладзе. Изменения лишь придали исполнительнице дополнительную центробежную энергию, с которой она расцвела как сольная артистка. Ева Польна, которая наравне с Юрием Усачевым всегда была соавтором, энерджайзером, идеологом дуэтного проекта, никуда не делась от себя самой в сольном плавании. Оставшись маргинальным романтиком, она на пике своей карьеры стала одной из самых ротируемых исполнительниц в России и СНГ.

Не менее убедителен в этом отношении и западный опыт — менеджмент величайшего музыкального трио всех времен Destiny’s Child, солистками которого были Бейонсе Ноулз, Келли Роуленд, Мишель Уильямс, еще в годы успеха коллектива сознательно начал работу над сольными проектами каждой из солисток. И каждая из них добилась ошеломляющих результатов, каждая взорвала рейтинги, а Бейонсе снискала всемирную славу и стала абсолютной рекордсменкой «Грэмми».

«Для счастья нужен еще и случай» (Аристотель)

Я уверен, что срок годности любого творческого проекта измеряется человеческим фактором. Пока люди узнают друг друга, соприкасаются рецепторами, рождают творческий продукт путем синергичности или конфликта интересов, они друг другу небезразличны. Как только они исчерпали себя в этом союзе, они расходятся. Можно придумать десятки поводов, что надоели одни и те же песни, что материал перестал быть актуальным времени, что устали от образов. Все это справедливо, но главной остается причина — люди перестают быть друг другу интересны.

Уходя из группы, я был мотивирован желанием развиваться дальше как творческая единица. К тому времени я приобрел неоценимый творческий багаж, массу друзей и врагов, финансовую независимость, сценический опыт, но мне нужно было двигаться дальше. В прежнем амплуа, в прежнем клишированном существовании я себя не видел. Я благодарен Дмитрию Дубинскому, аранжировщику и композитору, который рискнул записать мои первые сольные опусы, а также Олегу Влади, который их написал. Максиму Александровичу Фадееву за то, что в непростой момент он протянул мне руку помощи, своему другу Алексею Романову, который сочинил самые известные мои хиты, поверив в успех.Митя Фомин

Благодаря этим людям сегодня работать и создавать уже гораздо легче. И все же я придерживаюсь теории творческого голода — считаю, что это должно быть перманентное состояние артиста. Он никогда не должен быть доволен, никогда не должен насыщаться своим творчеством.

Фанатеть от себя — прямая дорога к забвению.

А психологическая уверенность и стабильность, четкое сознание своих целей, готовность быть разным, но всегда выжимать себя на сто процентов, надежная команда и хороший материал станут прекрасным подспорьем в сольной карьере артиста, покинувшего коллектив.

И вместе с тем долю ответственности за успех я отдаю провидению и метафизике, которые проявляют себя в том, что мы называем простым везением или случаем. Так, по воле случая 10 лет назад из двух солистов, покинувших известные коллективы, образовалась группа «Винтаж», совершенно уникальный поп-проект на отечественной сцене. Это даже не группа, а союз двух самостоятельных единиц, каждый из который остается оригинальным в своих творческих проявлениях. Кто мог подумать, что Анна Плетнева, девушка с гитарой в составе романтичного женского трио «Лицей», привычно проезжая на автомобиле по московским улицам, однажды случайно столкнется с авто Алексея Романова, солиста популярного тогда мужского трио «Амега». И что в ожидании ГАИ они также случайно договорятся о творческом союзе. А вскоре подарят нам новых кумиров — образцов неприкрытой сексуальности, занимающих первые места хит-парадов, организующих самые яркие шоу отечественной сцены, на которых каждый раз солдаут, экспериментирующие с музыкальными жанрами и создающие уникальный музыкальный материал. А всего-то нужно было уйти из группы, чтобы их творчество стало более востребованным.

Кликните на фото для просмотра галереи звезд, ставших успешными после ухода из коллективов:

Анна Плетнева — одна из победительниц премии «Золотой Граммофон» в этом году

Иногда случай играет в судьбе решающую роль. Хотя я уверен, что эта вещь просто так не включается. Лишь работая и веря в себя, люди получают шанс сделать что-то лучше. И он, как правило, не единственный. Просто важно научиться замечать эти вещи и видеть в них смысл.

Текст: Митя Фомин

Текст:
HELLO.RU

Фото: Julia White/архивы пресс-служб, Дмитрий Шишков, Игорь Харитонов, Любовь Шеметова, Eastnews, Александра Погиба,

Источник

Еще Звездные Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *