Одна из самых известных психологических уловок — подвести человека к ответу на вопрос. То есть нельзя просто сказать ему, что если он сделает или поступит так, то получит вот это. Сначала нужно задать наводящие вопросы один за другим, а в конце спросить «То есть, таким образом, что нужно сделать?», и человек ответит как раз то, что психолог знал изначально. В работе с детьми это первое правило. Ребенок сам должен прийти к ответу, иначе он будет испытывать только давление со стороны родителей. А в таком случае победит чувство протеста и возникнет конфликт. Я такое практикую постоянно. Нужно только набраться терпения.
Евгения Попова с дочерью Кристиной
Вот, например, я не могу сказать Кристине просто «Иди, читай». Я должна спросить у нее о сделанных уроках, о просмотренных мультиках, о прогулках и играх. Потом поинтересоваться, не забыла ли она чего-нибудь сделать сегодня. Она, уже зная ответ, немного покривляется и скажет, что еще не поела мороженого, не переоделась в принцессу или не позвонила бабушке. Но в конце концов вспомнит, что еще не почитала книгу. Тогда я ее спрошу:
— То есть осталось только прочесть одну страницу?
— Да! Только одну страницу!
— И когда мы это сделаем?
— Прямо сейчас, но только вместе с тобой, мамочка!Это маленькое дополнение в конце тоже нельзя игнорировать. Я иду читать вместе с ней. Прочитываю одну строчку, она другую. И так каждый день. Она сама знает, что читаем мы каждый день по странице, а если пропускаем, то на следующий день количество страниц прибавляется и времени на игры остается меньше.
Еще пример. Однажды субботним утром, проходя мимо Кристининой комнаты, убранной накануне и идеально чистой, я вдруг увидела разбросанные по всему полу карты, раскрытые коробки с заколками и валяющиеся ленты с ободками впридачу. Спустившись вниз, где Кристина в пижамке располагалась на диване, попивала какао и смотрела мультик «Как поймать перо Жар-Птицы», я спросила:
— Кристиночка, скажи, пожалуйста, у тебя много обязанностей в доме?
— Ну, нет. У меня вообще нет обязанностей. Только в школу ходить и делать уроки.
— И все-таки в доме, мы с тобой договаривались, у тебя есть конкретные вещи, за которыми следишь только ты и ты за это отвечаешь. Вспомни, что это?
— Будить маму?
— Здрасьте! Кто это возложил на тебя такую обязанность? Вспомни, пожалуйста, еще. Конкретные, только твои домашние нагрузки, за которые именно ты несешь ответственность?
— Ну, помогать маме по хозяйству…
— Кристина, я тебя не прошу помогать мне по хозяйству. У тебя есть только один маленький круг необходимостей, без которых твоя комната будет похожа на свинарник. За что ты сама, конкретно ты, а не кто-то другой, можешь отвечать?
— А! За порядок в моей комнате!
— Вспомнила! Молодец! А сейчас там у тебя порядок?
— Нет! Но это случайно.
— А мультфильмы мы смотрим когда…
— Когда сделаны уроки и чистота в комнате. Я все поняла. Пойду убираться в комнате. Только пульты заберу с собой, чтобы вы без меня мой мультфильм не смотрели!
Кристина
Ну, мы и не собирались, как вы понимаете. Кристина пошла прибираться в комнате, а мама, торжествуя над победой педагогики и психологии, спокойно приступила к своему завтраку. Через полчаса девочка спустилась вниз, по-прежнему в пижаме. Я поинтересовалась, не на целый ли день такой наряд, и получила ответ: «Да, на целый день. До вечера. У меня там сейчас готовят студию и будет подиум. Так что сейчас я расслабляюсь». В ней опять проснулся талант к сочинительству. Ну и пусть ходит в пижаме целый день! Ведь на неделе так много обязанностей, форма школьная, спортивная, одежда для прогулок, сменка в школу и так далее. Пусть ребенок хотя бы в свой выходной поживет в собственносочиненном мире. Хуже не будет. А мама всегда найдет время и возможность побаловать свою девочку и проследить за ее мыслями и желаниями.
Вот таким образом, не отменяя домашние повинности и не принуждая к их выполнению, родитель помогает ребенку самостоятельно прийти к мысли о том, что важно, и при этом не отнимает у него полную свободу действий. Попробуйте. Ленивый день в пижаме тоже может пойти на пользу. Просто будьте рядом, а вечером вас будет ожидать готовая студия и подиум с показом детской моды с мамиными украшениями.;)
Кристина и телефон. Звонок из школы.
— Алло, мамочка! Привет! Я тебе из школы звоню, но мы еще учимся. Это у нас просто время такое свободное, перед продленкой, и мы с Кирой опять дружим. Ты не могла бы позвонить Кириной маме, а то Кира хочет срочно с ней поговорить?
— Кристиночка, привет. Но как ты себе это представляешь? Я звоню Маше, а она куда перезванивает? И мне кажется, тебе необязательно звонить так часто. Убери телефон, пока у тебя его не забрали.
— Ах, ты опять совсем о другом говоришь…
— (обращаясь к Кире) Мама мне напоминает, что я могу проговорить все деньги на телефоне…
Текст:
HELLO.RU
Фото: Архив Евгении Поповой