Олег Меньшиков для HELLO.RU: «Я не привык отступать»

Актеры Московского драматического театра имени Ермоловой во главе с его директором и художественным руководителем Олегом Меньшиковым приняли участие в необычном видеопроекте «Спектакль глазами актеров», который позволяет зрителю побывать на сцене и за кулисами, а также почувствовать себя героем постановки, не выходя из дома.

«Спектакль глазами актеров» – это серия видеороликов, в которых одну и ту же сцену спектакля «Игроки» по Гоголю зрители могут посмотреть глазами трех персонажей – Утешительного (Меньшиков), Кругеля (Александр Сирин) и Глова-младшего (Никита Татаренков). HELLO.RU встретился с Олегом Меньшиковым, чтобы поговорить о проекте, о спектакле «Макбет», премьера которого состоится во второй половине этого сезона, а также о том, как можно одновременно быть актером, худруком и директором театра без ущерба для личной жизни.

Олег Евгеньевич, как возникла идея «Спектакля глазами актеров»?

Идею этого проекта мне предложил коньячный дом «Арарат», с которым мы сотрудничаем уже не в первый раз. Cначала я не очень понял смысл, потому что с технологиями не тесно дружу. Но разобравшись, пришел к выводу, что проект очень интересный и может серьезно удивить зрителя, потому что такой взгляд на театр — просмотр сцены глазами разных героев — я еще не встречал. От людей, которые делились со мной своими впечатлениями, я узнал, что этот процесс приводит всех в какой-то неописуемый восторг. То, что проект вызовет такой интерес, я и предположить не мог. Работать над ним было сложно, но потом стало понятно, ради чего мы старались.

А в чем заключалась сложность?

Представьте, что вам на голову надели камеру весом в несколько килограммов, с которой тяжело даже просто повернуться. Это корректирует все твои движения, а ведь ты хочешь и партнеров показать, и свои какие-то движения. Дух сцены-то нужно сохранить, хотя на тебе довольно сильная помеха.

Самое страшное было, когда Никита (актер Никита Татаренков – прим. ред.) с этой камерой прыгал на стол. Все буквально замирали в этот момент. Потому что с этой камерой на голове ты не видишь ни своих ног, ни стола, ни стула – только небольшой кусок пространства. Можно мимо сесть, не туда встать и так далее. Но мы справились, потому что играем спектакль уже очень долго, он у нас в крови. И сцена была выбрана удачно – она очень эмоциональная, в ней по кругу идет карточная игра. В общем, все правильно сошлось.

Сейчас многие используют в создании спектаклей новые технологии. Вы следите за тем, что происходит в других театрах?

Нет, в театры я не хожу. Зато в кино мы с женой бываем каждую неделю. В театр я иду только наверняка, когда точно знаю, что это стоит посмотреть. Я не хожу на спорные спектакли, на провокационные, на конфликтные – мне это неинтересно. К тому же, вы знаете, мне повезло за мою жизнь увидеть много столь блистательных спектаклей, которые не переплюнуть. Некоторые из них я даже ставлю в разряд гениальных. Они сохранились в моей памяти вместе с лучшими фильмами, созданными в 70-е, 80-е годы, которые на сегодняшний день не переплюнул ни один современный фильм. И еще что касается театра: все, что делает наша современная «прогрессивная» режиссура, было 20 лет назад в Европе, и все, кому надо, уже это видели. Так же обстоит дело и в кино.

Вы говорите, что лучшие фильмы уже давно созданы, но тем не менее вы часто ходите в кино. Почему?

Для меня это просто развлечение. К сожалению. Я сам артист, я понимаю, что на меня точно также будут ходить, чтобы просто провести время. Я не говорю, что все фильмы отвратительные. Есть и нормальные. Есть те, которые ты посмотрел и забыл — слава Богу, если не раздражался. А есть фильмы, которые заставляют о себе вспоминать через неделю, через месяц, через год, и таких фильмов я не видел давно.

Как сейчас проходит работа над спектаклем «Макбет», премьеру которого вы анонсировали в начале сезона?

Чудесно проходит. Хотя мне пришлось отказаться от услуг режиссера, который должен был ставить его изначально. Просто потому, что он не рассчитал свои силы. И это изменило все наши театральные планы — премьеру пришлось перенести на вторую половину этого сезона. Отменять спектакль в связи с уходом режиссера я не хотел — у нас уже сделаны декорации, пошиты костюмы. Да и вообще я не привык отступать — раз начали, значит, надо доделать.

Повторюсь, я был вынужден стать режиссером «Макбета», хотя заниматься этим не планировал. Я собирался сыграть роль короля Макбета, и все. Сейчас я начал с нуля разбирать пьесу, и все ребята, участвующие в работе, ею очень увлечены. Начав работать, я объявил, что на всех репетициях обязаны присутствовать лишь четыре человека, которые входят в так называемый режиссерский штаб. Все остальные могли приходить по своему собственному желанию. Несмотря на это, приходят по десять человек практически ежедневно, и это — хороший показатель. Они приходят не для того, чтобы выслужиться, не чтобы я их заметил — у нас в театре совсем другие отношения. Я понимаю, что им действительно интересно. И мне с каждым днем становится все интереснее и интереснее. И, может, хорошо, что тот режиссер не справился, может, хорошо, что я теперь сам буду этим заниматься, и, может быть, получится что-то стоящее.

Вы ведь впервые играете в пьесе Шекспира?

Впервые. Если не считать, что студентом я играл в спектакле «Король «Лир» роль гонца — правда, со словами. Помимо той роли, Шекспира я действительно играю впервые, как ни странно.

Да, это действительно кажется странным.

Считалось, что роль Гамлета была когда-то моей ролью, но не сложилось. Не сыграл. Отчасти потому, что у меня много вопросов к переводу Бориса Пастернака, хотя он и гениальный человек. К тому же, честно говоря, меня эта роль никогда не манила. Поверьте, когда у меня было свое «Театральное товарищество 814» (антрепризная театральная компания, созданная Меньшиковым в 1995 году — прим. ред.), я мог бы сыграть и Макбета, и Гамлета, и Ричарда, и кого бы только ни захотел. Ну не было у меня желания. А сейчас появилось! Так что будем надеяться, что оно появилось не просто так.

К вашим обязанностям в театре — директор, худрук, актер — теперь добавилась еще работа режиссера в «Макбете». Как на все времени хватает?

Сам не знаю, но что мне еще остается. Это дело такое — главное начать, а там пойдет. Бывает тяжело, действительно тяжело. Особенно выполнять обязанности директора, хотя я сам решил занять этот пост. Потому что когда худрук и директор — два разных человека, в театре всегда появляется двоевластие, от этого никуда не деться. Меня двоевластие не устраивает. Я лучше буду сам отвечать за все — и за плохое, и за хорошее.

Еще одна из ваших последних работ — роль следователя Гуро в сериале «Гоголь». Расскажите об этом проекте?

Мне понравился сценарий, мне понравился режиссер Егор Баранов, мне понравился исполнитель главной роли Саша Петров, который играет в моем театре. И я подумал: почему нет? Съемки были необычными. Федор Сергеевич Бондарчук, с которым мы недавно говорили о сериале, сказал мне, что видел какие-то кусочки, по которым можно судить, что проект очень интересен и нестандартен для нашего кинематографа. Во всяком случае он такого не видел. Но я и того, что он видел, не видел, поэтому мне сложно рассказать о проекте подробнее. Одно могу сказать: работать мне было интересно.

Всего через пару месяцев состоится премьера другого масштабного проекта — фильма Федора Бондарчука «Притяжение», в котором вы исполнили одну из главных ролей. Поделитесь впечатлениями об этой работе?

В «Притяжении» сошлось все: во-первых, у меня был большой интерес к тому, что делает Фёдор Сергеевич. Мне самому хотелось понять, кто такой «режиссер Бондарчук». Во-вторых, сюжет — потому что таких историй у нас еще не снимали, плюс это хорошо придумано и написано. И конечно же, количество занятых в проекте молодых артистов, — это вообще один из основных пунктов моего согласия. Надо сказать, что Фёдор Сергеевич очень сильно удивлял меня на протяжении всего процесса съемок: сначала профессионально, а потом и по-человечески — для меня возник совсем другой Бондарчук.

Будучи занятым сразу в нескольких проектах, вы успеваете проводить время с семьей?

А как же иначе. Мы регулярно ходим в кино, в баню, я в футбол играю два раза в неделю. У нас навалом мероприятий! Чтобы достичь этого, я научился распределять свое время. Я в этом смысле действительно очень дисциплинированный человек. Если у меня репетиция до трех, то, даже если сцена не разобрана и на разбор требуется еще час, я остановлю репетицию в три часа. Нужно просто распределить свой день, и все будет нормально — самое главное ты точно будешь успевать.

В одном из интервью вы признались, что мечтаете сыграть роль Супермена или Джеймса Бонда. Вы это серьезно?

Серьезно, конечно. Если уж смотреть приключения или нуар, то это должно быть что-то вроде фильмов с Аленом Делоном и Жаном Габеном. В таких картинах главный герой обязательно должен быть в красивом костюме, обязательно, чтобы была ночь, чтобы было казино, чтобы огни горели и чтобы были красивые женщины. Поэтому, конечно, роль моей мечты — это Джеймс Бонд. Сколько он существует, столько еще будет существовать. Никакого героя, который встал бы с ним в один ряд, никто так и не придумал.

О чем еще вы сейчас мечтаете?

Я мечтаю побыстрее выучить текст «Макбета», мечтаю, чтобы состоялась его премьера и чтобы потом я смог нормально отдохнуть.

Источник

Еще Звездные Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *