Легенда кино, обладательница титула «Икона стиля по версии HELLO!» — Наталия Селезнева — не нуждается в представлении. Актриса снялась более чем в 60 фильмах, включая знаменитые «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Иван Васильевич меняет профессию», готовится к своему 50-му сезону в Театре Сатиры». В апреле Наталия Игоревна дала эксклюзивное интервью HELLO!.
В те годы слово «звезда» для актеров было скорее оскорбительным, а к легкой кинославе большинство относилось с некоторым презрением. Но это не отменяет той всенародной любви, которая обрушилась на Наталию Селезневу после выхода фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Чтобы понимать грандиозные масштабы популярности актрисы, достаточно одного факта. Гайдаевская комедия появилась на экранах в 1965 году и за год проката собрала рекордное количество зрителей — 69 миллионов (!), заняв первое место по посещаемости за всю историю советского кинематографа.
Селезневу узнали, полюбили, ею восхищались. Стройная длинноногая Наталия сделала доселе невиданное: разделась перед камерой, оставшись в одном купальнике — красном, спортивном, дико модном. Легко, раскованно и в то же время целомудренно, за что ее много позже назовут первым секс-символом СССР.
Какой секс-символ? Ты что?! Ну, разделась я в кадре… Это еще ни о чем не говорит. Нет-нет, ко мне это определение не подходит стопроцентно», — смеется Наталия Игоревна сейчас. И добавляет с улыбкой: «Я пришла в театр в 66-м, и первая моя роль была в пьесе «Василий Теркин» — «девушка с веслом». Статуя в парке. На мне были белые колготы, белые трусы, белая майка. Я стояла на постаменте, а в руках держала белое весло. Так что я больше «девушка с веслом», чем секс-символ».
Кликните на фото для просмотра галереи:
Она фактически стала законодательницей мод. Ее образ в другой комедии Гайдая, «Иван Васильевич меняет профессию», — просто образец стиля 70-х. «Ах, боярыня, красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна…» — говорит Иван Грозный (Юрий Яковлев), глядя на легкомысленную жену Шурика Зину — в брючном костюме, шляпке и кокетливых кудрях.
Мамина дочка
Дочь фотожурналиста Игоря Селезнева и художницы Елены Полинковской — она с самого детства умела работать на камеру. Еще шестилетним ребенком дебютировала в театре и первую роль в кино получила в восемь лет, по желанию сценариста картины — самой Агнии Барто. Но ни съемки в кино, ни игра на самой большой сцене страны — в Театре Советской Армии — не затмили яркие впечатления самого раннего детства.
Когда Селезневой было три, ее горячо любимая мама заболела брюшным тифом:
Меня отдали жить к бабушке, папиной маме, на Грузинскую. Она вместе с другими родственниками жила в деревянном доме, одноэтажном, окна выходили практически на стены зоопарка. Дрова лежали в коридоре. Стоял такой специфический запах вот этих всегдашних дров, десятилетиями лежавших, чтобы печку топить. В той семье все были музыканты, и вот в десятиметровую комнату втащили рояль… И все спали под роялем, вповалку, я даже очень любила спать под роялем… Мама болела долго, а я была очень привязана к маме, мне было очень страшно, что я не с нею, а в другом месте. Меня крестили, я до сих пор вот ношу ладанку, которую мне отец отдал. Верующая была очень семья. Бабушка мне велела молиться за здоровье мамы, объяснила, как и почему, и сказала, что только Боженька мне может помочь, чтобы мама выздоровела. Я с таким усердием молилась, часами стояла на коленках и молилась. Бог услышал мою молитву — мама выздоровела. Вот это такой яркий момент моей жизни. Я очень хорошо помню все… Например, свое маленькое такое байковое платье, из которого я выросла. Почему-то тогда дети всегда носили все, из чего они выросли. Коленки были открыты, рукава коротки…»
Пригласили играть в многосерийный фильм. Интересная героиня, такая сумасшедшая. Говорит, к ней Саша Пушкин в гости ходит. Паша Каплевич создал мне образ. Смотри, какой грим — круглые тонкие брови, губки из 20-х, какой костюм — кимоно в птицах, брюки и белые кроссовки… Класс! Если режиссер согласится, буду сниматься так, нет — ну и ладно.Придирчивая к каждому сценическому костюму, в жизни Наталия Игоревна чаще надевает удобные туфли без каблука, черные брюки, того же цвета водолазку и плащ. Самым вкусным считает жареную картошку и чай с лимоном, своим недостатком называет доверчивость, а главной своей чертой — любовь к ближнему (Селезнева состоит в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ и с 2014 года является помощником уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова). К своей популярности относится с иронией, цитирует Пастернака — «быть знаменитым некрасиво», а порой, кажется, даже по-детски стесняется, вспоминая:
Когда мой класс пошел смотреть фильм «Алеша Птицын вырабатывает характер» (первая роль Селезневой, в картине по сценарию Агнии Барто. — Ред.), один мальчик, который мне нравился, сказал, что «фильм плохой, и ты плохая», и обозвал меня «артисткой»… Вот ты говоришь о славе моей, звездой называешь. Что ты?! Мне даже стыдно об этом думать. Майя Плисецкая, Лео Бокерия, Мстислав Ростропович, Дмитрий Лихачев… Звезды — те люди, чьи имена останутся в летописи, кто перешел в ранг национального достояния. Личности, без которых не может обойтись человечество. Пожалуй, вот так я закручу…
К юбилею Наталии Селезневой Театр Сатиры выпустил небольшую брошюру с фотографиями ее лучших кино- и театральных работ (она сыграла в 60 фильмах и десятках спектаклей), с короткой автобиографией и поздравлениями от художественного руководителя Александра Ширвиндта. Это поздравление хочется привести дословно, потому что, кажется, никто так хорошо еще не сформулировал про нее главного:
Наталия Игоревна Селезнева — удивительная особь в сонмище растиражированной стереотипной серятины. Индивидуальность это не модный «брэнд», говоря сегодняшним птичьим языком. Индивидуальность — это уникальность. Комплекс завидной полноценности в этой даме: красивая без ужасов диет и подтяжек. Всегда молодая и при этом почему-то умная, что практически не совместимо. Сказочно длинноногая при единственном муже — явление, достойное книги Гиннеса… Яркая актриса, общественный деятель, ярая футбольная ЦСКовская болельщица. Бизнесвумен и еще чего-то вумен… и… при этом сентиментально ранимая и безотказно преданная друзьям. Почти эталон!
Текст:
Сабина Дадашева/HELLO!
Фото: Влад Локтев, Любовь Шеметова, архив HELLO!