Известная актриса Евгения Добровольская пригласила HELLO! в загородный дом и рассказала о том, как воспитывает своих четверых детей, почему с маленькой дочкой ей порой интереснее, чем со взрослыми сыновьями, об отношениях с супругом и новой работе — главной роли в сериале «Двойная сплошная», который идет на канале «Домашний».
Евгения Добровольская с дочерью НастейКак все востребованные актеры, Евгения Добровольская - человек очень занятой: работа в МХТ им. Чехова, съемки в кино и на телевидении. Но в каждый свой выходной она старается вырваться за город — туда, где тишина; где осенью светятся желтыми листьями березы, а зимой полно снега; где стоит дом, который они с мужем строили много лет. Именно здесь она набирается сил, обретает энергию, может быть собой. «Мой дом — моя крепость» — это про нее; Евгения признается, что в загородной жизни ее привлекает уединение, она не любит, когда в доме много людей, и делает исключение только для детских праздников. Приезд нашей съемочной группы нарушил пасторальный покой этого места, трех котов и двух собак, которые сначала были не в восторге от этого вторжения, но быстро к нам привыкли. У Евгении большая семья — муж, трое сыновей, младшая долгожданная дочка. В этот день шестилетняя Настя и мама были вдвоем. Наблюдать за их отношениями — теплотой, дружелюбием и спокойствием — одно удовольствие.
— Евгения, очень уютный у вас дом. Кто был автором проекта?
— Вообще-то я хотела одноэтажный дом, чтобы не приходилось подниматься наверх. Но потом рабочие уговорили меня сделать мансарду. А дальше мы позвали архитекторов, которые придали всему нашему строительному начинанию благообразный вид, чему я несказанно рада. Так что это, конечно, дело рук архитекторов — умных профессионалов.
— Часто вы здесь бываете? Как себя тут чувствуете?
— Сначала мы собирались жить в доме постоянно. Но реальность вносит свои коррективы: дети ходят в школу, в садик в Москве, там же находятся все их студии и кружки — не наездишься. Однако в каждый свой выходной я стараюсь оказаться за городом, потому что именно здесь я отдыхаю. Мне нравится этот дом, участок, лес вокруг. Здесь комфортно животным, которых я люблю. Здесь все сделано под меня, можно выйти из любой комнаты, и ты попадаешь на веранду. Есть площадка для детей, камин, а я очень люблю запах дров, костра. Мы завели кур, несущих вкусные яйца, разительно отличающиеся от магазинных, магазинные мы давно уже не покупаем. Есть утки, есть козы, дающие молоко.
— Наверное, вы много лет мечтали о таком доме?
— У меня есть подруга, ее зовут Мария Слоним (известный журналист. — Ред.). Все детство я ездила к ней в дом и очень его любила: он был такой уютный. Мне очень нравилось, что у нее много животных, даже есть конь, — я у себя тоже попробовала завести пони, но мы не выдержали. (Смеется.) Федор — так звали пони — только кусался и ел, больше ничего не хотел делать.
- Вы гостеприимный человек?
— Я человек публичный, постоянно выхожу на сцену, снимаюсь в кино, и дом для меня — это место отдыха и покоя. Недавно меня пригласили на одну вечеринку, сказали: «Тема вечеринки — Мексика, мы все наденем сомбреро, костюмы и повеселимся!» А я ответила: «Вообще-то я каждый вечер надеваю костюмы и веселюсь. У меня такая работа». Это как фигуристу в его выходной предложить: «Пойдем покатаемся на коньках!» Я не люблю, когда в доме много людей. Конечно, мы с удовольствием устраиваем здесь детские праздники, особенно летом, но в основном это место для уединения. Мы с мужем очень много работаем — за все лето у меня было всего лишь шесть выходных!
— Дети, растущие в актерской семье, устраивают какие-нибудь домашние спектакли?
— Им больше нравится снимать видео. А в детских спектаклях они и так принимают участие — Настя, например, ходит в садик, в котором часто готовятся какие-то постановки, концерты, так что она находится в постоянном тренинге. Кроме того, она ведь еще занимается в балетной школе Илзе Лиепа, где тоже много выступлений и репетиций. Так что за городом нам больше нравится жарить картошку на костре, играть в волейбол, футбол, бадминтон. Что-нибудь такое нормальное, человеческое. Хотя Настя дома играет — но самостоятельно. У нее очень много костюмов — и пираты, и волшебники, и мушкетеры. Она любит переодеваться в различных персонажей.
— Некоторое время назад мы встречались с вами в ресторане напротив МХТ им. Чехова, чтобы побеседовать о ваших новых ролях. Вы тогда тоже были с Настей. Она много времени проводит с вами, ей это интересно?
— Настя все время повторяет: «Мама, я хочу с тобой!» Она действительно очень любит быть со мной, так что обычно после репетиции я забираю ее из сада, и пока идет спектакль, она находится в театре. Или если я еду на съемки, то забираю Настю, и мы с ней летим на самолете. Вот сейчас мы прилетели из Минска, где она проводила со мной по 12 часов в день на съемочной площадке. Сын Ян тоже еще совсем недавно от меня не отходил — это теперь он взрослый, 13 лет! Так что у Насти просто такой возраст.
— Ей нравится закулисный мир?
— Она любит смотреть спектакли, хорошо их знает. Потом, у нас ведь особый театр: она периодически встречает в коридорах актеров, которые озвучивали персонажей ее любимых мультфильмов. Например, Станислава Дужникова, озвучившего Ральфа, или Константина Хабенского, чьим голосом разговаривает лев Алекс из «Мадагаскара». Так уж получилось, что голоса всех ее любимых мультгероев сконцентрировались в нашем театре. А вообще ее кумир — Рената Литвинова. Она уже посмотрела спектакль «Свидетель обвинения» по Агате Кристи, где играет Рената, и пребывает в совершеннейшем восторге.
— А другие ваши дети ходят на ваши спектакли?
— Ходят. Но дело в том, что у меня довольно много трагических ролей. Тут однажды Настя прочла стихотворение, которое учила в садике, и дети сказали: «А ты, мама?» И я почитала им Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — то, что учила для спектакля в «Гоголь-центре» (Евгения Добровольская играет Матрену Тимофеевну в постановке Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо». — Ред.). Так они стали кричать, что больше не заснут. (Смеется.) Ничего нет у меня такого нейтрального — везде мама плачет, кричит, все страшно для детей. Они же не разделяют театр и кино и реальную жизнь. У меня старший сын совсем уже взрослый, но и он до сих пор не может все это смотреть. Знает, что это дается кровью.
— Вы вырастили троих сыновей, а потом у вас родилась дочка. Что-то вы поняли, чего раньше не понимали?
— Я про мальчиков слишком много всего поняла… (Смеется.) Поэтому появление девочки было для меня счастьем, долгожданной радостью. Девочки — это другая планета. Это нежность, глубина. Мальчики проще — у них все параллельно и перпендикулярно, а у девочек свой мир, в который интересно заглядывать, интересно изучать. Мальчики долго держатся за маму… Хотя не скажу, что мои дети инфантильны, наоборот, они очень самостоятельны. То, что я из них выбивала, — чтобы они не были ведомыми. Сыновья сами принимают решения, умеют готовить, пользоваться стиральной машиной, заботиться о себе.
— А как это вы «выбивали»?
— Ну, как? Если мамы нет дома, ты же все равно хочешь есть, ходить в чистом. Потом, они мне помогают по дому — видят, как много я работаю. Все эти навыки впоследствии оказываются очень нужными в жизни. То есть над сыновьями нет никакой постоянной опеки. А вот Настю мне очень хочется опекать, баловать.
— За девочку волнуетесь больше, чем за мальчиков?
— Гораздо больше. Мне кажется, девочкам сложнее приходится в жизни. Поэтому очень хочется научить ее быть сильной.
— А этому можно научить? Вот вы всегда были такой сильной и независимой, как сегодня?
— Не знаю. Мне очень трудно себя анализировать. Может быть, это и врожденное. С одной стороны, мне кажется, что я всегда была независимой. С другой, хорошо помню, как в 30 лет я почувствовала себя свободной, такой, какая я есть. И мне это очень понравилось. Это была свобода совершать поступки, строить свою жизнь так, как ты хочешь. Такая немножечко сублимация независимости. Профессия ведь все равно очень зависимая, и те глотки свободы, которые ты делаешь хотя бы для себя самой, — например свобода выбора ролей, — они ведь появляются гораздо позже. Сначала ты такая безответная лошадка, которая соглашается на все. А потом начинаешь понимать, что от некоторых ролей не просто можно, но и нужно отказываться.
— На вас можно давить?
— Давить-то можно, но вот получается ли? Не думаю. На самом деле я всегда готова к диалогу, к существованию на паритетных началах.
— В современном обществе измена не считается чем-то предосудительным, так, рядовое явление жизни. Вот и в сериале «Двойная сплошная», где вы сыграли главную роль, ваша героиня изменяет мужу. Она тоже считает, что ничего особенного не происходит?
— Моя героиня действительно трактует все происходящее не как измену, а как правильную жизнь. Хотя это не правильная жизнь, а большой грех, прелюбодеяние. Но она выставляет это как некую неизбежность и пытается очень долго в подобной ситуации существовать, доказывая самой себе, что это не просто так, что она никого не бросает, не делает никого несчастным. В результате волна совершенного ею греха накрывает всех.
Евгения Добровольская с партнером Кириллом Гребенщиковым в сериале «Двойная сплошная»Евгения Добровольская с партнером Евгением Миллером в сериале «Двойная сплошная»
— А для вас возможна двойная жизнь?
— Нет. У меня все на лице написано. Для меня невозможны даже двойные мысли — все сразу видно. Вообще, двойная жизнь — это слишком большой труд. Если посмотреть, как крутится моя героиня… Я бы не выдержала ни дня! Это же так сложно: приходить к любовнику — и становиться другим человеком, потом возвращаться к мужу — и снова меняться. Она все время играет, у нее постоянный театр в жизни. В ней, конечно, погибла артистка.
— Вы неоднократно говорили в интервью, что надо не бояться расставаться. А вы сами никогда не боялись?
- Расставаться, конечно, очень тяжело. Но надо. Это ведь как обычно происходит — боишься, но делаешь. Это действительно маленькая смерть, и что-то ты в себе убиваешь. Но что-то и открываешь — другие, прежде неведомые, силы. А вот туда, куда зашла моя героиня в сериале «Двойная сплошная», лучше вообще не соваться. Это настоящая потеря себя.
— На что опираться женщине, которая решается круто изменить жизнь? Ведь успех вовсе не гарантирован.
— На себя. На то, что ты выдержишь. На то, что ты умеешь летать. На самом деле, про себя в этот момент вообще-то не думаешь — просто понимаешь, что ты больше не можешь что-то терпеть, с чем-то соглашаться.
Съемки сериала «Двойная сплошная»
— В сериале «Двойная сплошная» вы впервые работали вместе с мужем, Дмитрием Мананниковым, который был на этой картине оператором. Как вам этот опыт?
— Оператором. Не путать с оператором-постановщиком. А опыт отличный. У нас же разные профессии, поэтому нам нечего делить. Но поддерживать друг друга мы можем. Дима все очень чувствует, понимает, мгновенно замечает фальшь — он в этом смысле профессионал.
— Оператор — это ведь, по сути, тот же художник. Муж вам дает какие-то советы: как выглядеть, что надеть?
— Знаете, есть замечательный анекдот про операторов: «У тебя жена красивая?» — «Ну, это как свет поставить». (Смеется.) На самом деле это, конечно, шутка: я ему нравлюсь любой, он меня видел разной. Мы же уже десять лет вместе.
— Поражает, как просто вы держитесь, как легко с вами общаться. Разве не должна актриса как-то по-особенному себя подавать?
— Не думаю, что это нужно. Есть шоу-бизнес, там свои законы. А драматическая актриса — это совершенно другое. У нас достаточно образов, которые мы несем на сцене, чтобы еще и в жизни себя преподносить. А насчет «легко общаться» — считается, что у меня тяжелый характер. Вот режиссер Владимир Нахабцев-младший признался мне после съемок, что много слышал про меня всяких рассказов! (Смеется.) Но все оказалось не так страшно.
— Бывали в вашей жизни моменты, когда вы разочаровывались в выбранной профессии?
— Нет, никогда. Знаете, это такое прекрасное сочетание, когда твоя профессия — это и работа, и хобби одновременно. Я играю женщин со сложной судьбой, и это безумно интересно. Потому что все женщины, в отличие от мужчин, уникальные, неповторимые. У них есть умение любить — самоотверженно, порой безответно, — то, к чему мужчины, на мой взгляд, не слишком способны. Женщины внутренне богаче. В общем, это такое разнообразие характеров, которое кажется мне совершенно неисчерпаемым.
Текст: Александра Машукова
Текст:
HELLO!
Фото: Василий Сергеев