Звёздная жизнь

Алис Винокур для HELLO.RU: «После терактов в Париже мой фильм «Телохранитель» стал еще актуальнее»

Сегодня, 14 января, в прокат выходит драматический триллер «Телохранитель» с Дианой Крюгер и Маттиасом Шонартсом. В нем режиссер Алис Винокур переосмыслила проблему ветеранов войны, порассуждала о реалиях современного мира и рассказала свою, непохожую на другие историю любви, герои которой — солдат спецназа и жена миллионера, к которой он нанимается телохранителем.

В преддверии премьеры HELLO.RU поговорил с Алис о создании картины, о том, как она совершила революцию в женском кинематографе и что такое, в ее представлении, любовь.

Алис Винокур

Алис, расскажите, что вдохновило вас на создание фильма о солдате, страдающем от посттравматического расстройства?

Я не раз встречала в СМИ сообщения о солдатах, которые, вернувшись с войны, пытаются вновь приспособиться к нормальной жизни. Эта тема меня увлекла — фигура ветерана войны часто используется в американском кинематографе, а вот во французском еще ни разу, и я решила взять ее в разработку. Я встречалась с солдатами, и они рассказывали мне о том, как их мучают кошмары, навязчивые идеи, паразитические шумы. Многие из них не ждут от мира ничего хорошего, они постоянно психологически готовы к насилию, а потому обычная жизнь вне войны кажется им странной, и им нужно к ней привыкать.

Тема посттравматического шока оказалась мне близка — конечно, я не была в Афганистане, но со мной случилось другое страшное событие, когда я чуть не погибла во время родов. Поэтому, слушая истории тех солдат, я чувствовала с ними связь и в итоге сделала фильм на основе тех эмоциональных и физических ощущений, которые были мне знакомы.

Представляя фильм российской публике, вы сказали, что зрители увидят все происходящее глазами главного героя. Почему в качестве такого героя вы выбрали мужчину?

Мне бы хотелось, чтобы для женщин-режиссеров не осталось никаких границ, чтобы они могли создавать фильмы разных жанров. Многие убеждены, что сложным и многогранным женщина может создать только женского персонажа, но я думаю, что пришло время для женщин создавать и мужские образы. Работая с Маттиасом (Маттиас Шонартс, исполнивший в фильме главную мужскую роль — солдата и телохранителя по имени Винсент — прим. ред.), я часто шутила, что воспринимаю его как некий красивый объект подобно тому, как женские персонажи воспринимались мужчинами в кинематографе в течение многих лет. Но, конечно, это было не более чем шуткой: для меня Винсент, как и исполняющий его Маттиас, — это нечто намного большее.

Диана Крюгер и Маттиас Шонартс в фильме «Телохранитель»

Почему вы выбрали именно Маттиаса Шонартса на роль Винсента?

Потому что я думаю, он очень красив — вы согласны со мной? (Смеется.) На самом деле, разумеется, все намного сложнее. Да, Маттиас привлекателен, но не как Кевин Костнер — понимаете? Он не типичный американский телохранитель. В нем много граней, в нем есть глубина, он безупречно подходил под тот образ, который я создавала, и смог сыграть очень сложные пограничные состояния. Винсент — герой, который точно не знает, где заканчивается его паранойя и начинается реальный мир. Я думаю, это очень страшно и этот страх встал во главу угла, через его призму зрителям и показываются происходящие в фильме события. Чтобы сыграть Винсента, Маттиас глубоко погрузился в собственных демонов, он был очень смелым и буквально измучивал себя — в итоге, подобно своему герою, он даже потерял сон.

Женщину, в которую влюбляется Винсент, сыграла Диана Крюгер. Почему вы остановили выбор на немецкой актрисе?

Как режиссер, я научилась одной простой истине — иногда случай создает нечто лучшее, чем ты сам. Дело в том, что изначально сценарий был написан под иранскую актрису Лейлу Хетами — пригласив ее на главную женскую роль, я хотела максимально развести героев по разным, полярным мирам. Работать с Лейлой было непросто — она боялась, что из-за роли в этом фильме ее будут осуждать в родной стране, и в результате за две недели до съемок покинула проект. Для меня это было подобно бомбе — я понимала, что из-за этого фильм может вообще не состояться. Но потом я поняла, что на главную героиню — жену бизнесмена, которая для него подобна трофею, посаженному в золотую клетку, — гораздо больше похожа Диана Крюгер. В Диане есть две стороны — и неприступно холодная, и очень эмоциональная, она и безупречная героиня рекламы Chanel, и настоящая, живая женщина одновременно. Так родился персонаж Джесси.

Диана Крюгер в роли Джесси в фильме «Телохранитель»

Несмотря на то что главная линия в фильме — романтическая, в нем также много насилия.

Да, причем мне было важно, чтобы оно присутствовало не в качестве декоративного элемента, а было показано действительно подлинно, в лоб, по-настоящему страшно. Те солдаты, с которыми я общалась, работая над фильмом, рассказывали, что в совершенстве знают около трехсот способов убийства при помощи подручных предметов, и прекрасно владеют своим телом — по сути, на войне они превращаются в эффективную машину убийства. Поэтому начало фильма я сделала практически документальным — в составе спецназа, который работает на охране мероприятия в доме Джесси и ее мужа, задействованы настоящие снайперы, пришедшие с войны.

Однако по ходу развития сюжета эта документальная агрессия уступила место фантасмагорическим навязчивым страхам главного героя. Мне хотелось, чтобы зритель вместе с ним замечал какие-то странности и думал: я действительно увидел это или мне показалось? Было важно сделать сомнение одним из важнейших элементов этого параноидального мира.

В фильме показаны кадры из Сирии и фрагменты репортажей, в которых упоминается ИГИЛ (признана в Российской Федерации террористической организацией, ее деятельность запрещена в России по решению Верховного суда РФ — Ред.). Поэтому после последних событий картина кажется особенно актуальной.  

Да, подобно моему герою, Франция и другие страны, в которых были совершены теракты, сейчас переживают посттравматический шок. Случившееся в Париже действительно напомнило мне сюжет моего фильма, и он стал еще актуальнее — потому что все произошло там, где люди не ждали ничего подобного. Действие «Телохранителя» разворачивается на роскошной вилле во Французской Ривьере — месте, которое у многих ассоциируется с комфортабельными особняками, где живут самые богатые люди мира, и с залитыми солнцем пляжами. Однако в помощь моей задумке во время съемок погода на Лазурном берегу испортилась — неожиданно началась гроза с ливнем, поднялся ветер, и такая обстановка сохранялась в течение нескольких дней. Это лишь подчеркнуло общее мрачное настроение фильма.

Кстати, фрагмент репортажа из Сирии был добавлен в фильм неслучайно. Это действительно реальные кадры, которые, рискуя жизнью, сделала женщина на камеру телефона, спрятанного в сумочке. На них запечатлена мать, провожающая в школу сына с автоматом Калашникова за спиной. Вставив эти кадры, я одновременно показала и реальную угрозу, и то, как ее переживают люди по всему миру, и отдала дань уважения и благодарности той смелой женщине, которая смогла сделать такую уникальную съемку.

Кадр из фильма «Телохранитель»

Французский журнал Les Inrockuptibles назвал ваш фильм ультрасовременной историей любви. Как вы думаете, почему?

Это очень приятно, потому что я действительно хотела запечатлеть необычное состояние современного мира, который будто разваливается на куски. Неслучайно международное название фильма Disorder, что означает «расстройство», «разлад», «разрушение». Это касается и общей картины мира, и отношений между людьми, и внутреннего состояния человека. Со стороны средств массовой информации мы переживаем настоящую бомбардировку пугающими образами, любая война оказывается доставленной к нам домой. Это будоражит нас и одновременно вызывает чувство собственного бессилия — мы присутствуем в этих событиях, но ничего не можем сделать.

Моя любимая сцена в фильме — я называю ее sex scene, хотя в ней нет секса — это момент, когда герои засыпают в одной комнате перед телевизором. Пока весь мир рушится, они разделяют важные маленькие моменты. Для меня это очень сильно — что может быть более доверительным, чем заснуть рядом с другим человеком? На мой взгляд, это и есть настоящая любовь.

Алис Винокур, Маттиас Шонартс и Диана Крюгер на фотоколле фильма «Телохранитель» на Каннском кинофестивале

Текст:
Анастасия Фанышева

Фото: Архивы пресс-служб, Кадры из фильма, GettyImages.com

Источник

Еще Звездные Новости

Exit mobile version