«Кино про Алексеева»,»Белый ягель», «Братья Ч», «Зеркала» и «Гвоздь» в программе, Юрий Назаров — Сарматский лев в Оренбурге.
Самым главным событием осенней культурной жизни Оренбурга стал проходящий здесь с 18 го октября VII международный кинофестиваль «Восток-Запад. Классика и Авангард».
Открылся он американским боевиком «Красное небо» режиссёра Марио Ван Пиблза. Этот дорогущий блокбастер (его бюджет составил почти 26 миллионов долларов, — история разжалованного пилота-истребителя Бутча Мастерса (Кэм Жиганде), пытается восстановить профессиональное и человеческое реноме. Посильную помощь ему оказывают русские лётчики. Друга главного героя сыграл сын Джейн Фонды Трой Гарити. Съемки проходили в США и Санкт-Петербурге.
Актёров, как отечественных, так и американских, тренировал заслуженный лётчик России Игорь Ткаченко, погибший вскоре после съёмок картины.
Свою последнюю драматическую роль генерала Козлова сыграл спортсмен и телеведущий Владимир Турчинский, умерший пять лет назад.
— Фильм выйдет в прокат только в нынешнем году, и все из — за судебных коллизий к нам с американскими продюсерами. Для первого показа мы выбрали Оренбург, — поведал во время общения с журналистами продюсер Дмитрий Гузеев.
В этом году в международном конкурсе представлены десять картин из разных стран мира: Норвегии-Финляндии-Турции, Азербайджана, Южной Кореи-Вьетнама, Словении-Италии, Казахстана-Эстонии, Хорватии-Боснии-Германии, Дании, Швеции и других. Зарубежное жюри возглавил продюсер из Ирана Алиреза Шахроки, российский конкурс – режиссёр Владимир Котт. Три года назад он сам получил главный фильм фестиваля «Восток-Запад» «Золотого сарматского льва» за свою фильм «Громозека».
Кстати, на открытие кинофестиваля приз «За вклад в киноискусство» «сарматского льва» вручили народному артисту России Юрию Назарову.
Из российских картин стоит отметить уже получившие награды на других кинофорумах картины «Белый Ягель», «Зеркала», «Кино про Алексеева», «Братья Ч», «Острожский заповедник», которые были показаны в рамках конкурсной программы «Сплетенные параллели», а также фильм классика советского кино, Эльера Ишмухамедова «Гвоздь» , похожего по стилистике и романтическому настрою на его фильмы «Влюбленные» и «Влюбленные 2», но с учетом сегодняшнего времени. В фильме много молодых актеров, один из которых читает рэп. Сейчас трудно даже предположить, какой из фильм российской программы получит главный приз. Кинокритики ожидают, что его поделят несколько кинофильмов.
Что касается зарубежных картин, то на сегодня больше всего шансов на награду имеет грустная, но поучительная сербско-хорватская драма — комедия «День священника», снятая Винко Брешаном. Начинается он с того, что молодой священник дон Фабиян прибывает служить на небольшой островок в Адриатическом море и разрабатывает хитроумный план по улучшению демографической ситуации на острове… Что из этого выйдет и узнают в ходе фильма зрители.
Впрочем, и другие картины зарубежных режиссеров — «Мистериум. Начало» (Дания, Германия, Швеция, режиссер Миккель Нергаард), хорватско-боснийско-германская картина «Оборона и защита» Боба Йелчича, совместный фильм казахстанских, российских, беларусских, эстонских и финских кинематографистов «Я не вернусь», имеют свой авторский почерк, талантливы и интересны. Так что борьба за главный приз и в этой программе обещает быть нешуточной. Победители стали известны 24 го октября на церемонии закрытия фестиваля.
И еще несколько штрихов к кинофестивальным фильмам.
Народный артист России, Александр Михайлов сумел не только удивить, но и изумить, людей, хорошо его знающих по многочисленным картинам — если они оказывались волею случая на одном из вокзалов Москвы, то наблюдали как актер мирно отдыхал на скамейке, с кровоточащей раной и в одежде бомжа.
Что же случилось с народным любимцем? Оказалось, что это была всего лишь роль в новом фильме известного советского и узбекского режиссера Эльера Ишмухамедова «Гвоздь».
Михайлов сыграл бывшего известного певца и актера, который из -за неразделенной любви, вначале стал беспропудно пить, потерял друзей и родных, и оказался на дне жизни.
— Мой давний товарищ испытал неприятные минуты, когда видевшие его граждане качали головами и хватались за сердце, считая, что это сам любимый ими актер, а не его персоонаж оказался в такой неприятной ситуации, — рассказывает режиссер. — Некоторые даже пытались покормить его, принести одежду. Сам актер был не очень рад, что его узнают, и испытывал некоторый дискомфорт, но в конце концов даже пошутил — мол, если принимают за бомжа, значит профессионализм свой я не утратил.
Фильм пока смогли увидеть только зрители и гости седьмого Оренбургского международного кинофестиваля, в рамках российской программы. Ни в прокат, ни по телевидению его пока не собираются показывать. Но как заметил знаток будущего, человеческих душ и любитель кино, очень скоро эта в целом добрая и жизнеутверждающая, хотя и незатейливая по сюжету картина, сможет порадовать телезрителей, когда в стране станет уж совсем плохо.
А в последний конкурсный день седьмого международного Оренбургского кинофестиваля «Восток — Запад» зрители увидели комедию Марины Сулеймановой «Узник старой усадьбы», главную роль в которой сыграл известный музыкант, а в последние годы и киноактер, Сергей Шнуров.
Причем, получилось это, по словам самого режиссера, случайно.
— Вообще то я очень хотела, чтобы роль призрака князя — повесы сыграл Иван Охлобыстин, — рассказывала Марина. — Мне дали пять номеров его мобильников, и сказали, что каждый день он включает один из номеров, но в какой день какой из них работает помощница то ли забыла, то ли вообще не знала. В результате через месяц тщетных звонков и непопаданий в цель, я распрощалась со своей мечтой, хотя дважды передавала помощнице Ивана сценарий. Но и она так и не смогла с ним связаться.
И вдруг увидела в одном глянцевом журнале интересного человека с длинными русыми волосами. Тогда я не знала, кто такой Шнуров, спросила у подруги. Стала искать на него выход. Оказалось, что в отличие от Охлобыстина у Шнурова только один мобильный. И он почти всегда не работает.
Однако режиссеру , по ее словам. крупно повезло. На вторую неделю отчаянных звонков, Шнуров взял телефон, через день получил сценарий, а еще через три, прочитав его, дал согласие на съемки.
— Но когда Шнуров пришел в съемочный павильон, роскошных волос не было, а был чубчик, как у донских казаков. Таким мы его и сняли, и получилось даже лучше, резюмировала режиссер.
Как рассказывали позже артисты, приехавшие на фестиваль, Охлобыстин якобы тоже слышал эту душещипательную историю, когда фильм уже стали возить по кинофестивалям и он собирал награды, и как говорят, очень огорчился, и даже отказался от этой эксвелебристики с мобильными.Теперь их у него меньше, но включены они всегда.
Андрей Князев
Фото Дмитрия Коробейникова.
«Юрий Назаров с Людмилой Мальцевой женой и призом за вклад в искусство.»