Несмотря на кризис, в Анапе прошел XXIII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2014». Впрочем, кинофестивалю, который город-курорт принимает с 1992 года, вряд ли что-то грозит, начат он в еще более непростые годы и под знаком обережной «фиги». Действительно, первым логотипом «Киношока» были герб Советского Союза и характерная комбинация из трех пальцев, стартовая пресс-конференция прошла в стенах знаменитой психиатрической больницы им. Ганнушкина.
Кинофестиваль любой, помимо фильмов, всегда превращается в фабрику сюра. На каких-то сотнях квадратных метров площади аккумулируются люди яркие и непосредственные, это сотрясает пространство. Впрочем, фестивалю сопутствовала буря. По улице летали не то чтобы ветки, но и целые деревья, вырванные корнями. Наблюдать за непогодой кинематографисты предпочитали в закрытых ресторанах и нумерах. Министерство культуры разрешило показывать на кинофестивале кино с матом, употребление горячительного также было круглосуточно. Впрочем, проход в столовую был заботливо проложен администрацией через медицинскую клинику, всем простуженным с бронхитом и радикулитом была оказана квалифицированная помощь. Впрочем, видя утренние лица фестивальщиков, главврач стал некоторым предлагать по утру чарку спирта. Не отказался от такой «скорой помощи» и знаменитый переводчик Василий Горчаков, возившей из года в год в Россию «импортных» звезд. Одной из последних его подопечных оказалась Саша Грей. Ее заказал какой-то важный человек из числа ее поклонников. Впрочем, ужин при свечах с любимой порнозвездой — вполне себе досуг для ее состоятельного поклонника. Впрочем, подавшаяся в большое голливудское кино Саша снялась с Эладжи Вудом в триллере «Открытые окна» и уже стала звездой другого порядка. Василий Горчаков провел несколько осенних дней, сопровождая девушку по разным высоким гостям и по собственному признанию влюбился… «Она такая свежая, у нее прекрасная кожа и удивительная харизма!» — признавался опытный ловелас, когда-то соблазнивший Настасью Кински. Теперь боль разлуки оставалось смягчать напитками — добрый доктор «Киношоковской» клиники понимающе кивал, наливая и себе, и Горчакову по-маленькой. Холодная погода с ураганном ветром не всегда способствовала настроению. А вот председатель жюри, Екатерина Рождественская не скрывала своего счастья и была готова 24 часа в сутки возиться с маленькой внучкой, которую привезла на кинофестиваль. Традиционный выезд в станицу Гастагайскую, добавил повода для употребления горилки, танцев, на полную катушку отрывалась 75-летняя актриса и телеведущая Тамара Семина, благо был и повод — накануне в Аллее звезд в центре Анапы заложили ее именную звезду. А вот отъявленному гедонисту и плясуну Борису Щербакову жена так и не дала разгуляться, она строго смотрела за количеством выпитого супругом и призывала вести его скромнее… Молодая актриса Лянка Грыу не отказалась ни от танцев, ни от казачьего самогона и храбро выпила несколько стопок. Ну, а самая искрометная и красивая пара кинофестиваля, несомненно были Илья Оболонков и Наталия Громушкина. Они родители прекрасной годовалой девочки, но на «Киношоке» как будто празновали второй медовый месяц…
Надо сказать, что в этом году в этом году политическая агония сказалась на количестве авторов, которые должны представлять свои фильмы. Фестиваль не посетили украинские съемочные группы, предоставив участникам и гостям «Киношока» самостоятельно интерпретировать драматический рисунок картин.
Метафора многих представленных работ — глухота — эмоциональная, ментальная, психологическая. В фильме Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь», братья-соседи живут в режиме холодной войны и не общаются целую вечность — сорок лет. Они смотрят на дым из труб и ждут кто первый умрет. Молчаливый поединок нетерпимости и тотальное очуждение из-за роковой любви к одной и той же женщине…
Лента «Племя» — фильм-эксперимент, «немое кино XXI века», в котором роли играют глухонемые непрофессиональные актеры. Автор отказывается от звука, все персонажи пользуются языком жестов, который не переводится озвучкой или субтитрами. « Племя» — драматическая история первой любви глухонемого Сергея, который переходит в 11-й класс интерната. Сюжет построен на отношениях героя с одноклассниками и девушкой Аней, по сути это история о глухонемой «мафии». Работа украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого получила огромный успех на Каннском кинофестивале 2014. «Племя» удостоилось приза от кинокритиков – Grand Prix Nespresso и €10 тысяч ( Слабошпицкий увез из Канн награду France 4 Visionary Award за «лучший фильм, снятый молодым режиссером, который нашел отклик в сердцах кинокритиков его поколения»). Также фильм получил поддержку от Gan Foundation в размере €20 тысяч выхода в широкий прокат во Франции.
Александр Котт давно мечтал сделать бессловесный полный метр и снял картину «Испытания» . Как корабль назовешь… ситуация вокруг фильма постоянно менялась, не хватало денег , но в итоге фильм все же увидел свет. Главные герои — шофер, его дочь, влюбленный в нее сосед и русский парень, приехавший в степь на заработки. Страна, в которой они быдло, мясо, расходный материал. В финале трогательные взаимоотношения подростков проходят не под знаком солнечного круга, но света катастрофы и вырастающего из земли масштабного ядерного гриба.
Андриес Гауя привез латвийско-российский фильм «Урок» — сюжет о взаимоотношениях «классной» с современным выпускным классом восемнадцатилетних. Отсутствие дистанции между ребятами и преподавателем, веселые вечеринки дома у симпатичной учительницы, свобода и вседозволенность. Все это лишь первые шаги для того, чтобы главная героиня оказалась в трагическом клинче. Конечно, такие истории заканчиваются по-разному. Герои «Урока» влюбляются, едут в Париж, оказываются в городе Магнитогорске без надежды на разрешение острой жизненной ситуации — над парнем дамокловым мечом висит совершенное в состоянии аффекта убийства, а у учительницы разрушена репутация. Вчерашний школьник бросает возлюбленную в неизвестности мрачного подъезда с видом на урбанизированный декаданс выхлопных труб промышленного ада. Растерянность и концентрированный экзистенциальный ужас, полная неизвестность и эмоциональная выхолощенность — плата за нарушение табу. И все же при всех респектах режиссеру, фильм можно было сделать более современным и объемным за счет более смелого моделирования социально-бытовой притчи.
Черно-белый российский «Сын» Арсения Гончукова про человека, оказавшегося за гранью из-за болезненной любви к матери, которая лишает его шансов на обычную жизнь. Кино, оставляющий специфический эмоциональный след, пугающая реалистичность убийства — у актрисы в результате экстремальных съемок, кстати, был поранен палец. В героях нельзя стопроцентно узнать реальных персонажей, может быть это намеренно сделано для исключения ненужных проекций. В целом картина получилась неоднозначная и яркая, пресса чуть ли не два с половиной часа пытала режиссера перед вечерним ПРОКом.
Наверное, прибалтийское кино по системе приемов и ментальности — чисто европейское. Не без удовольствия смотрится фильм «Санта», режиссера Мариус Ивашкевичус (Литва-Финляндия). Спонтанный страстный роман, между литовской девушкой и финским актером. Отношения, завязывающиеся в новогодних декорациях — Санта увлекается молодой одинокой блондинкой с ребенком. И почему бы нет? Но у пятилетнего мальчика вдруг обнаруживают рак . По сути, ни к чему еще не обязывающие отношения становятся шансом для матери спасти ее ребенка. Главной героине не к кому обратится, и она во многом рассчитывает на нового друга, который оказывается для нее близким человеком. Реальная история тесно переплетается со сказочно-языческой канвой, что ослабляет социальную напряженность и приятно переключает на какие-то андерсеновские цитаты.
И, конечно же, незаметно, фестивальная жизнь с кино и вином, пресс-клубами и дебатами в гостиничных номерах, досадно подходит к концу. Приходит время раздавать призы на сцене Летней Эстрады в Анапе…
Откровение этого «Киношока» — главная картина стояла в финальном просмотре в последний вечер кинофестиваля. «Кукурузный остров» Георгия Овашвили стал победителем 49-го международного фестиваля в Карловых Варах (Чехия). В основу психологической драмы лег сценарий Нугзара Шатаидзе, который после его смерти закончил сам режиссер Георгий Овашвили. Картина снята на абхазском языке, главные роли исполняют турецкие и грузинские актеры. Почти немота — минимум диалогов. Река Рубикон, которая разделяет Грузию и Абхазию, остров на пересечении двух миров. Надо успеть посадить и собрать на нем кукурузу до паводков, когда он уходит под воду. Суровая природа, от которой зависят люди — то, от чего совсем отвык современный человек, хозяйничая на закованных в коммуникации пространствах.
«Кукурузный остров» получил «Хрустальную лозу» — главный приз «Киношока» — из рук председателя жюри Екатерины Рождественской. Оператор этой же картины Элемер Рагайи награжден призом за лучшую операторскую работу.
Приз «За лучшую режиссуру» вручили украинскому режиссеру Мирославу Слабошпицкому за фильм «Племя».
«Лучшей мужской ролью» жюри отметила Алексея Черных — исполнителя главной роли в картине российского режиссера Арсения Гончукова «Сын», картина забрала Гран-при XXII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге.
«Лучшими актрисами» стали Полина Пушкарук и Виктория Лобачева — исполнительницы главных ролей в фильме Ильмара Раага «Я не вернусь» (Россия, Финляндия, Эстония, Беларусь).
Специальный диплом жюри «за зрелый дебют» достался режиссерам Арегу Азатяну и Шогику Тадевосяну (Армения) за фильм «Романтики».
Приз за лучшую музыку в полнометражном кино вручили композитору фильма Александра Котта «Испытание» (Россия) Алексею Айги.
Максим Сидоров